Ниже приведу яркие примеры из своей частной практики. Данные случаи являются собирательными, все личные подробности скрыты. Ко мне обратились родители по поводу своего сына — старшеклассника. Ребенок умный, способный, но проблема заключалась в том, что он сильно «помешан» на своем излюбленном виде спорта — баскетболе и постоянных тренировках.
Казалось бы, что здесь плохого? Вроде бы, надо радоваться — ребенок не имеет вредных привычек, не проводит время в плохих компаниях, занимается полезным для здоровья делом.
Но дело было в том, что мальчик
полностью забросил учебу. Из-за секций, соревнований, тренировок у него совсем не оставалось времени на другие важные дела. Мальчик с головой ушел в спорт, приходил домой только ночью
Причем, о спортивной карьере речь не шла. Этот спорт был на уровне хобби.
В следующем году должны были быть экзамены, а сын был не аттестован по нескольким предметам — в полугодии стояли двойки.
Уроки не учил, в комнате был страшный беспорядок. Вдобавок, из-за сильной перегрузки и истощения, сын сильно срывался на родителей, агрессировал, грубил.
Донести ему мысль о важности учебы было просто невозможно. А на угрозы запретить секции, мальчик говорил, что тогда вообще перестанет ходить в школу. Родители были в недоумении и не знали, что делать.
Я провела с подростком только одну диагностическую сессию. И то, только для того, чтобы исключить наличие клинических расстройств.
А всю остальную работу мы проводили с родителями. Она строилась следующим образом:
- Сначала нужно было понять и разделить зоны ответственности — свои и сына.
- После этого стало понятно, в какие области родители должны вернуть свой авторитет.
- Дальше на сессиях родители учились умению устанавливать границы своему взрослеющему ребенку.
- И здесь же они учились по-другому разговаривать со своим сыном — потому что без определенных коммуникативных навыков невозможно выстроить границы. Эти навыки помогали родителям справляться с возмущением и агрессией своего ребенка.
- Большой упор делался на построение и укрепление хороших отношений с сыном. Это делалось, в том числе, через понимание и уважение его ценностей.
- Был большой разговор с родителями, почему сын так увлечен баскетболом, какие потребности он там реализует, какие ценности за этим стоят. Понимание потребностей и ценностей и демонстрация уважения к его интересу явилось «ключиком» к их ребенку.
- Помимо этого, родителям также важно было освоить коммуникативные навыки того, как доносить свою позицию и свои ценности в отношении учебы до ребенка, чтобы он их услышал. Это можно сделать и ребенок прислушается, если исключить из своего лексикона слова и фразы, которые на нейробиологическом уровне запускают реакцию отторжения.
Что получилось в итоге?В итоге в жизнь мальчика удалось привнести баланс — удалось сократить количество тренировок и выделить время на учебу, не бросая при этом любимый спорт. Очень важно, что
это было сделано не насильственным путем, а так, что ребенок сам согласился на это.
Спортивные тренировки остались в его жизни, но в разумных пределах. Причем, родители явным образом поддержали его интерес — они оплатили баскетбольный лагерь, в который их сын мечтал попасть, и это оказало сильное положительное влияние на их отношения.
Это, а также то, что мальчик увидел уважение и интерес со стороны родителей к его любимому спорту,
явилось сильным мотиватором вернуться к учебе и закрыть свои долги.
В итоге, мальчик хорошо сдал ЕГЭ и легко поступил на бюджет в тот ВУЗ, который хотел. И, к своей радости, и радости его родителей, он сейчас играет в баскетбольной команде своего университета.