Тот характер отношений, которые возникают между психологом и клиентом – называется терапевтические отношения. Это такое особое пространство, где клиент чувствует себя в безопасности, где он может проявлять себя, тренироваться и расти. Это место, где два человека совместно участвуют в поиске решений проблем клиента и способов улучшения качества его жизни.

Терапевтические отношения очень целительны для клиента. Но они строятся по определенным правилам. Психолог является тем человеком, который помогает клиенту увидеть себя, справиться со сложностями. Его задача быть здесь, но место для клиента в терапевтических отношениях гораздо больше.
В работе с психологом/психотерапевтом человек должен чувствовать себя комфортно. Он должен оценить свои ощущения, и, если есть сомнения и ли дискомфорт, то психолог будет рад посоветовать ему другого специалиста.

Терапевтические отношения - партнерские, то есть они строятся на равных. Это значит, что психолог не должен занимать доминантную позицию, поучать, критиковать клиента.

Психолог исходит из позиции, что клиент является самым лучшим экспертом своей жизни, поэтому ничего не навязывает. Они работают в команде над сложностями клиента. Присутствует много уважения. Психолог проявляет искренность, открытость, он честен с клиентом, ценит его уникальность и свободу.

В терапевтических отношениях нет места манипулятивным и директивным методам.

Согласно правилам этики, психолог не имеет права вступать со своим клиентом ни в какие другие отношения, помимо терапевтических.

При возникновении вопросов:

Если у клиента есть вопросы, он может обсуждать их со своим психологом/психотерапевтом по мере их возникновения.

Какие вопросы человек вправе задавать своему психологу как клиент:

· Задавать вопросы относительно техник, которые терапевт использует в работе,
· Задавать любые вопросы по поводу своей психотерапии, материалу сессий, домашних заданий, динамики своего состояния т.д.
· Запросить у психолога полную информацию о его образовании и психотерапевтической подготовке, а также контакты этического комитета Ассоциаций, членом которых психолог является,
· Запросить контакты других специалистов,
· Спрашивать психолога о любых аспектах терапии и его опыта в ней.

А вот задавать терапевту вопросы о его личной жизни (состоит ли психолог в браке, куда он ездит в отпуск, как он провел выходные и т.д.) – это уже нарушение этики в другую сторону.

Психолог/психотерапевт не будет отвечать на подобные вопросы, потому что они не имеют никакого отношения к лечению. Информация о личной жизни психолога никак не поможет человеку справиться с его сложностями.


Психолог/психотерапевт ответственно относится ко времени своего клиента на сессии, он не будет просто так его тратить. Он не будет просто так делиться информацией о своей личной жизни, не позволит себе использовать время клиента, рассказывая ему всякие истории. Любая техника, интервенция продумана и используется для того, чтобы принести пользу человеку.

Напомню, что любая эксплуатация клиента в своих целях запрещена этическим кодексом. (Более подробно я напишу об этом в другой статье).

При возникновении сложностей:

Если клиент недоволен тем, как идет работа, обязательно нужно обсудить это со своим психологом/психотерапевтом. Обратная связь должна быть принята со всей серьезностью и уважением. Ощущение тупика может быть частью внутреннего процесса клиента, что будет являться крайне важной информацией для них обоих.

Терапевтические отношения
Тот характер отношений, которые возникают между психологом и клиентом – называется терапевти-ческие отношения. Это такое особое пространство, где клиент чувствует себя в безопасности, где он может проявлять себя, тренироваться и расти. Это место, где два человека совместно участвуют в по-иске решений проблем клиента и способов улуч-шения качества его жизни.

Терапевтические отношения очень целительны для клиента. Но они строятся по определенным прави-лам. Психолог является тем человеком, который помогает клиенту увидеть себя, справиться со сложностями. Его задача быть здесь, но место для клиента в терапевтических отношениях гораздо больше.

В работе с психологом/психотерапевтом человек должен чувствовать себя комфортно. Он должен оценить свои ощущения, и, если есть сомнения и ли дискомфорт, то психолог будет рад посовето-вать ему другого специалиста.

Терапевтические отношения - партнерские, то есть они строятся на равных. Это значит, что психолог не должен занимать доминантную позицию, поу-чать, критиковать клиента.

Психолог исходит из позиции, что клиент является самым лучшим экспертом своей жизни, поэтому ничего не навязывает. Они работают в команде над сложностями клиента. Присутствует много уваже-ния. Психолог проявляет искренность, открытость, он честен с клиентом, ценит его уникальность и свободу.

В терапевтических отношениях нет места манипулятивным и директивным методам.

Согласно правилам этики, психолог не имеет права вступать со своим клиентом ни в какие другие от-ношения, помимо терапевтических.

При возникновении вопросов:

Если у клиента есть вопросы, он может обсуждать их со своим психологом/психотерапевтом по мере их возникновения.

Какие вопросы человек вправе задавать своему психологу как клиент:

· Задавать вопросы относительно техник, которые терапевт использует в работе
· Задавать любые вопросы по поводу своей психотерапии, материалу сессий, домашних заданий, динамики своего состояния т.д.
· Запросить у психолога полную информацию о его образовании и психотерапевтической подготовке, а также контакты этического комитета Ассоциаций, членом которых психолог является
· Запросить контакты других специалистов
· Спрашивать психолога о любых аспектах терапии и его опыта в ней.

А вот задавать терапевту вопросы о его личной жизни (состоит ли психолог в браке, куда он ездит в отпуск, как он провел выходные и т.д.) – это уже нарушение этики в другую сторону.

Психолог/психотерапевт не будет отвечать на по-добные вопросы, потому что они не имеют никако-го отношения к лечению. Информация о личной жизни психолога никак не поможет человеку спра-виться с его сложностями.


Психолог/психотерапевт ответственно относится ко времени своего клиента на сессии, он не будет просто так его тратить. Он не будет просто так де-литься информацией о своей личной жизни, не позволит себе использовать время клиента, расска-зывая ему всякие истории. Любая техника, интер-венция продумана и используется для того, чтобы принести пользу человеку.

Напомню, что любая эксплуатация клиента в своих целях запрещена этическим кодексом. (Более под-робно я напишу об этом в другой статье).

При возникновении сложностей:

Если клиент недоволен тем, как идет работа, обя-зательно нужно обсудить это со своим психологом / психотерапевтом. Обратная связь должна быть принята со всей серьезностью и уважением.

Ощущение тупика может быть частью внутреннего процесса клиента, что будет являться крайне важ-ной информацией для них обоих.

Терапевтические отношения
Автор статьи: Ольга Лебедева