Дети нуждаются в том, чтобы родители первыми признавали в них самостоятельных личностей с собственными желаниями и будущим.

Для того, чтобы дети могли сначала стать самими собой, а потом самодостаточными взрослыми им важно предоставить свободное пространство.

Оно включает в себя:

· Физическое пространство (их собственное тело, внешность, возможность одеваться, как хотят, носить прическу, которая нравится, возможность побыть одному в ванной комнате)
· Личное пространство (маленький уголок или целая комната)
· Эмоциональное пространство (свобода и право испытывать различные чувства, иметь собственное мнение).

Такое пространство ребенка – его королевство-государство, где он может ошибаться, исправлять ошибки, творить, учиться, раскрывать свои возможности, анализировать, познавать себя. Это место физического и внутреннего плана, где можно быть самим собой.

Подобное пространство – законное право каждого человека.

В собственном пространстве дети учатся уважать собственную индивидуальность.

Не имея собственного личного пространства, чтобы познавать, что нравится, что не нравится, совершать собственные ошибки, они проживают заимствованные жизни. У них остается два пути – бунтовать или безропотно подчиняться.

Надо сказать, что взаимоуважительные отношения родителей и детей всегда начинаются с РОДИТЕЛЕЙ.
Демонстрируйте уважение к пространству ребенка со своей стороны – стучите в дверь, спрашивайте разрешения войти; спрашивайте разрешения обратиться к нему и оторвать от дел, если ребенок чем-то занят. Делайте все, что вы хотите, чтобы он делал по отношению к вам и к вашему пространству.
Свою комнату (или часть комнаты) пусть обустраивает по собственному желанию. Нельзя ему предоставить комнату, а потом вести себя так, будто она ваша.

Как еще можно создавать пространство для детей (это – не приемы, как заставить ребенка хорошо себя вести, а практическое руководство для родителей):

1. Уважать их личное право на уединение.
2. Не трогать без разрешения их вещи, не рыться в их столе/портфеле, если что-то надо, спросить разрешение; не читать их дневники.
3. Уважать их выбор (друзей; не комментировать, как они тратят карманные деньги)
4. Не задавать вопрос «Почему …?» (Этот вопрос вынуждает занять оборонительную позицию, а ясности не вносит. Зачастую ребенок не может ответить на него, так как ему сложно понять мотивы своего поведения. Лучше задать вопрос, ориентированный на будущее «Что ты сделаешь в следующий раз?», «Как можно поступить по-другому?» или рефлексивный вопрос «Этот поступок привел тебя к тому, что ты хотел?», «Тебе самому понравилось, что ты сделал?»)
5. Позволять ребенку не соглашаться с вами и уважать его мнение («Я думаю так, а ты как считаешь?», «Это твое мнение. Я уважаю его. У меня другое»).

Есть ли у ваших детей право испытывать негативные чувства к вам? Не соглашаться с вами? Выражать недовольство вами и вашими решениями? Выражать свое мнение? Как они выражают свое несогласие и чувства? Скорее всего, что так же, как это делаете вы, когда не согласны с ними.
Было ли у ВАС в детстве свободное пространство – физическое, личное, эмоциональное? Как вы себя чувствовали по этому поводу?

Если обеспечить ребенка личным пространством, у него не возникнет потребность отделяться от нас с помощью наркотиков, преждевременного секса, вступая в банды или самоубийства.
Когда родители перестают тревожиться за выбор своих детей, они обычно потрясены тем, как ответственно дети распоряжаются собственным пространством, которое они им предоставляют.




Формирование свободного пространства для детей
Дети нуждаются в том, чтобы родители первыми признавали в них самостоятельных личностей с собственными желаниями и будущим.

Для того, чтобы дети могли сначала стать самими собой, а потом самодостаточными взрослыми им важно предоставить свободное пространство.

Оно включает в себя:

· Физическое пространство (их собственное тело, внешность, возможность одеваться, как хотят, но-сить прическу, которая нравится, возможность по-быть одному в ванной комнате)
· Личное пространство (маленький уголок или це-лая комната)
· Эмоциональное пространство (свобода и право испытывать различные чувства, иметь собственное мнение).

Такое пространство ребенка – его королевство-государство, где он может ошибаться, исправлять ошибки, творить, учиться, раскрывать свои возмож-ности, анализировать, познавать себя. Это место физического и внутреннего плана, где можно быть самим собой.

Подобное пространство – законное право каждого человека.

В собственном пространстве дети учатся уважать собственную индивидуальность.

Не имея собственного личного пространства, что-бы познавать, что нравится, что не нравится, совер-шать собственные ошибки, они проживают заимст-вованные жизни. У них остается два пути – бунто-вать или безропотно подчиняться.

Надо сказать, что взаимоуважительные отношения родителей и детей всегда начинаются с РОДИТЕ-ЛЕЙ.

Демонстрируйте уважение к пространству ребенка со своей стороны – стучите в дверь, спрашивайте разрешения войти; спрашивайте разрешения обра-титься к нему и оторвать от дел, если ребенок чем-то занят. Делайте все, что вы хотите, чтобы он де-лал по отношению к вам и к вашему пространству.
Свою комнату (или часть комнаты) пусть обустра-ивает по собственному желанию. Нельзя ему пре-доставить комнату, а потом вести себя так, будто она ваша.

Как еще можно создавать пространство для детей (это – не приемы, как заставить ребенка хорошо себя вести, а практическое руководство для роди-телей):

1. Уважать их личное право на уединение.
2. Не трогать без разрешения их вещи, не рыться в их столе/портфеле, если что-то надо, спросить раз-решение; не читать их дневники.
3. Уважать их выбор (друзей; не комментировать, как они тратят карманные деньги)
4. Не задавать вопрос «Почему …?» (Этот вопрос вынуждает занять оборонительную позицию, а яс-ности не вносит. Зачастую ребенок не может отве-тить на него, так как ему сложно понять мотивы своего поведения. Лучше задать вопрос, ориенти-рованный на будущее «Что ты сделаешь в следую-щий раз?», «Как можно поступить по-другому?» или рефлексивный вопрос «Этот поступок привел тебя к тому, что ты хотел?», «Тебе самому понрави-лось, что ты сделал?»)
5. Позволять ребенку не соглашаться с вами и ува-жать его мнение («Я думаю так, а ты как считаешь?», «Это твое мнение. Я уважаю его. У меня другое»).

Есть ли у ваших детей право испытывать негатив-ные чувства к вам? Не соглашаться с вами? Выра-жать недовольство вами и вашими решениями? Вы-ражать свое мнение? Как они выражают свое несо-гласие и чувства? Скорее всего, что так же, как это делаете вы, когда не согласны с ними.

Было ли у ВАС в детстве свободное пространство – физическое, личное, эмоциональное? Как вы себя чувствовали по этому поводу?

Если обеспечить ребенка личным пространством, у него не возникнет потребность отделяться от нас с помощью наркотиков, преждевременного секса, вступая в банды или самоубийства.

Когда родители перестают тревожиться за выбор своих детей, они обычно потрясены тем, как от-ветственно дети распоряжаются собственным пространством, которое они им предоставляют.




Формирование свободного пространства для детей
Автор статьи: Ольга Лебедева