Дети нуждаются в том, чтобы родители первыми признавали в них самостоятельных личностей с собственными желаниями и будущим.
Для того, чтобы дети могли сначала стать самими собой, а потом самодостаточными взрослыми им важно предоставить свободное пространство.
Оно включает в себя:
· Физическое пространство (их собственное тело, внешность, возможность одеваться, как хотят, носить прическу, которая нравится, возможность побыть одному в ванной комнате)
· Личное пространство (маленький уголок или целая комната)
· Эмоциональное пространство (свобода и право испытывать различные чувства, иметь собственное мнение).
Такое пространство ребенка – его королевство-государство, где он может ошибаться, исправлять ошибки, творить, учиться, раскрывать свои возможности, анализировать, познавать себя. Это место физического и внутреннего плана, где можно быть самим собой.
Подобное пространство – законное право каждого человека.
В собственном пространстве дети учатся уважать собственную индивидуальность.
Не имея собственного личного пространства, чтобы познавать, что нравится, что не нравится, совершать собственные ошибки, они проживают заимствованные жизни. У них остается два пути – бунтовать или безропотно подчиняться.
Надо сказать, что взаимоуважительные отношения родителей и детей всегда начинаются с РОДИТЕЛЕЙ.
Демонстрируйте уважение к пространству ребенка со своей стороны – стучите в дверь, спрашивайте разрешения войти; спрашивайте разрешения обратиться к нему и оторвать от дел, если ребенок чем-то занят. Делайте все, что вы хотите, чтобы он делал по отношению к вам и к вашему пространству.
Свою комнату (или часть комнаты) пусть обустраивает по собственному желанию. Нельзя ему предоставить комнату, а потом вести себя так, будто она ваша.
Как еще можно создавать пространство для детей (это – не приемы, как заставить ребенка хорошо себя вести, а практическое руководство для родителей):
1. Уважать их личное право на уединение.
2. Не трогать без разрешения их вещи, не рыться в их столе/портфеле, если что-то надо, спросить разрешение; не читать их дневники.
3. Уважать их выбор (друзей; не комментировать, как они тратят карманные деньги)
4. Не задавать вопрос «Почему …?» (Этот вопрос вынуждает занять оборонительную позицию, а ясности не вносит. Зачастую ребенок не может ответить на него, так как ему сложно понять мотивы своего поведения. Лучше задать вопрос, ориентированный на будущее «Что ты сделаешь в следующий раз?», «Как можно поступить по-другому?» или рефлексивный вопрос «Этот поступок привел тебя к тому, что ты хотел?», «Тебе самому понравилось, что ты сделал?»)
5. Позволять ребенку не соглашаться с вами и уважать его мнение («Я думаю так, а ты как считаешь?», «Это твое мнение. Я уважаю его. У меня другое»).
Есть ли у ваших детей право испытывать негативные чувства к вам? Не соглашаться с вами? Выражать недовольство вами и вашими решениями? Выражать свое мнение? Как они выражают свое несогласие и чувства? Скорее всего, что так же, как это делаете вы, когда не согласны с ними.
Было ли у ВАС в детстве свободное пространство – физическое, личное, эмоциональное? Как вы себя чувствовали по этому поводу?
Если обеспечить ребенка личным пространством, у него не возникнет потребность отделяться от нас с помощью наркотиков, преждевременного секса, вступая в банды или самоубийства.
Когда родители перестают тревожиться за выбор своих детей, они обычно потрясены тем, как ответственно дети распоряжаются собственным пространством, которое они им предоставляют.