Очень часто непонимание между подростками и их родителями возникает из-за НЕРЕАЛИСТИЧНЫХ ОЖИДАНИЙ и с той, и с другой стороны. В данной статье я перечислю основные нереалистичные ожидания родителей по отношению к своим подросшим детям, а также нереалистичные ожидания подростков к своим родителям.

Начну с убеждений родителей:

1. Если подросткам предоставить слишком много свободы, они будут вести себя так, что разрушат свое будущее.

За этим убеждением прячется типичный страх, тревожность за своего ребенка. Свободу ребенку надо предоставлять постепенно, по мере его взросления и по мере того, насколько он может взять ответственность за свое поведение. Лучше начать это делать как можно раньше, постепенно расширяя границы, тогда не будет слишком резкого перехода от полного контроля к вседозволенности и, как следствие, страха за ребенка.

2. Родители заслуживают абсолютного повиновения от своих детей

Это девиз авторитарного стиля воспитания. К подросткам он не подходит категорически!!! Либо мы получим бунт, либо повиновение из страха, когда самостоятельность и творческая компонента будет у ребенка полностью блокированы. Ни то, ни другое не является хорошим. Дети проявляют свою волю, и это абсолютно нормально. Нужна мудрость, нужен баланс. Четкие границы. Внутри них – полная свобода. Постоянный пересмотр границ и расширение зоны ответственности ребенка. Неповиновение, бунт, ссоры по -поводу одного и того же предмета – сигнал к тому, чтобы обратить на этот предмет внимание: может, стоит слишком жесткое правило, может, что-то поменять, по – новому договориться.

3. Поведение подростков должно быть идеальным

Поведение подростка не может быть идеальным априори, потому что главная их задача в этом возрасте – это отделиться от родителей и найти себя. Делают они это подчас не теми методами, которые нравятся родителям. И если ребенок ведет в этом возрасте себя ИДЕАЛЬНО и слишком покладисто, это не очень хороший знак.

4. Подростки намеренно ведут себя плохо по отношению к своим родителям

Нет, ничего личного. Они просто отделяются и делают это как могут. Их бунт может происходить из-за слишком жестких требований и правил, из-за авторитарного стиля воспитания, из-за нарушения их личного пространства.

5. Родители виновны в плохом поведении своих детей

Здесь важно разделить свою ответственность и ответственность своего ребенка, чтобы не было ненужного чувства вины. С подросшими детьми любой родитель обязательно подойдет к тому моменту, когда он явно поймет, что «Можно подвести лошадь к водоёму, но нельзя заставить ее пить». В чем-то здесь мы уже не можем повлиять на волю ребенка, и за какие-то вещи он уже сам несет ответственность. Только пусть при этом все последствия его поведения будут ЕГО. Не надо его спасать от последствий. Это было бы большой ошибкой!

6. Дети должны одобрять методы, применяемые родителями для воспитания

Нет, особенно подростки. Для них любое правило – это посягательство на их свободу. Особенно в этот период не ждите от них покладистости и принятия.

Со своей стороны, подростки часто уверены в том, что:

1. Правила и требования родителей разрушают их жизнь
Они хотят отделиться, они хотят свободы, они считают себя взрослыми, а родители со своими правилами – помеха всему этому.
2. Правила родителей несправедливы
Черно-белое восприятие действительности, незрелый мозг, недостаточно развитая префронтальная кора препятствует объективному восприятию действительности. Подождите немного, это пройдет, они вырастут и повзрослеют, и смогут посмотреть на вещи по-другому.
3. Они по своему желанию должны иметь больше самостоятельности
Конечно! Это главное желание подростка. Мы должны это понимать. Это Мы, родители – взрослые, это Мы – умные, это Мы – способные объективно оценить реальность. Очень хорошо в этот момент взросления ребенок реагирует на вызов: «Докажи мне!» «Докажи мне, что я могу тебе это позволить!», «Докажи мне, что ты сможешь с этим справится». «Я не понимаю пока, почему мне нужно тебе это разрешить. ДОКАЖИ МНЕ ЭТО, ПОЖАЛУЙСТА!» И они доказывают и взрослеют.
4. Родители должны получать от своих детей согласие на применение своих методов воспитания
Конечно, не надо, чтобы в процессе воспитания роли менялись. Но проявлять все больше и больше уважения к развивающейся личности ребенка очень даже приветствуется.
Период непростой, пройти его придется, НО ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКОНЧИТСЯ! Все вернется в мирное русло, на круги своя. Ребенок выйдет из него повзрослевшим взрослым человеком. Самое главное в этот период – СОХРАНИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ!!! Да, с таким странным, изменившимся, со всеми этими вспышками гнева и неповиновения, с откатом в учебе, в таком странном «прикиде», с такой странной прической и желанием сделать татуировку. Если будет проще, воспринимайте это как то, что он временно заболел какой-то хворью, это неприятно сейчас, но это обязательно пройдет. И не смешивайте, пожалуйста, ЛИЧНОСТЬ ребенка и его ПОДРОСТКОВЫЕ, ГОРМОНАЛЬНЫЕ проявления. Надо эти вещи разделять самим, рассказывать об этом ребенку (ему самому потому что очень непросто в этот период), и все будет хорошо в итоге!

Надеюсь, что эта информация поможет вам скорректировать какие-то свои убеждения и лучше понять точку зрения ребенка.
Подростки и родители - как им понять друг друга
Очень часто непонимание между подростками и их родителями возникает из-за НЕРЕАЛИСТИЧНЫХ ОЖИДАНИЙ и с той, и с другой стороны. В данной статье я перечислю основные нереалистичные ожидания родителей по отношению к своим под-росшим детям, а также нереалистичные ожидания подростков к своим родителям.

Начну с убеждений родителей:

1. Если подросткам предоставить слишком много свободы, они будут вести себя так, что разрушат свое будущее.

За этим убеждением прячется типичный страх, тре-вожность за своего ребенка. Свободу ребенку надо предоставлять постепенно, по мере его взросления и по мере того, насколько он может взять ответст-венность за свое поведение. Лучше начать это де-лать как можно раньше, постепенно расширяя гра-ницы, тогда не будет слишком резкого перехода от полного контроля к вседозволенности и, как след-ствие, страха за ребенка.

2. Родители заслуживают абсолютного повиновения от своих детей

Это девиз авторитарного стиля воспитания. К под-росткам он не подходит категорически!!! Либо мы получим бунт, либо повиновение из страха, когда самостоятельность и творческая компонента будет у ребенка полностью блокированы. Ни то, ни дру-гое не является хорошим. Дети проявляют свою волю, и это абсолютно нормально. Нужна мудрость, нужен баланс. Четкие границы. Внутри них – пол-ная свобода. Постоянный пересмотр границ и рас-ширение зоны ответственности ребенка.

Неповиновение, бунт, ссоры по -поводу одного и того же предмета – сигнал к тому, чтобы обратить на этот предмет внимание: может, стоит слишком жесткое правило, может, что-то поменять, по – но-вому договориться.

3. Поведение подростков должно быть идеальным

Поведение подростка не может быть идеальным априори, потому что главная их задача в этом воз-расте – это отделиться от родителей и найти себя. Делают они это подчас не теми методами, которые нравятся родителям. И если ребенок ведет в этом возрасте себя ИДЕАЛЬНО и слишком покладисто, это не очень хороший знак.

4. Подростки намеренно ведут себя плохо по отно-шению к своим родителям

Нет, ничего личного. Они просто отделяются и де-лают это как могут. Их бунт может происходить из-за слишком жестких требований и правил, из-за ав-торитарного стиля воспитания, из-за нарушения их личного пространства.

5. Родители виновны в плохом поведении своих детей

Здесь важно разделить свою ответственность и от-ветственность своего ребенка, чтобы не было не-нужного чувства вины. С подросшими детьми лю-бой родитель обязательно подойдет к тому момен-ту, когда он явно поймет, что «Можно подвести лошадь к водоёму, но нельзя заставить ее пить». В чем-то здесь мы уже не можем повлиять на волю ребенка, и за какие-то вещи он уже сам несет от-ветственность. Только пусть при этом все последст-вия его поведения будут ЕГО. Не надо его спасать от последствий. Это было бы большой ошибкой!

6. Дети должны одобрять методы, применяемые ро-дителями для воспитания

Нет, особенно подростки. Для них любое правило – это посягательство на их свободу. Особенно в этот период не ждите от них покладистости и при-нятия.

Со своей стороны, подростки часто уверены в том, что:

1. Правила и требования родителей разрушают их жизнь.

Они хотят отделиться, они хотят свободы, они считают себя взрослыми, а родители со своими правилами – помеха всему этому.

2. Правила родителей несправедливы.

Черно-белое восприятие действительности, незрелый мозг, недостаточно развитая префрон-тальная кора препятствует объективному воспри-ятию действительности. Подождите немного, это пройдет, они вырастут и повзрослеют, и смогут посмотреть на вещи по-другому.

3. Они по своему желанию должны иметь больше самостоятельности.

Конечно! Это главное желание подростка. Мы должны это понимать. Это Мы, родители – взрос-лые, это Мы – умные, это Мы – способные объек-тивно оценить реальность. Очень хорошо в этот момент взросления ребенок реагирует на вызов: «Докажи мне!» «Докажи мне, что я могу тебе это позволить!», «Докажи мне, что ты сможешь с этим справится». «Я не понимаю пока, почему мне нуж-но тебе это разрешить. ДОКАЖИ МНЕ ЭТО, ПО-ЖАЛУЙСТА!» И они доказывают и взрослеют.

4. Родители должны получать от своих детей со-гласие на применение своих методов воспитания
Конечно, не надо, чтобы в процессе воспитания ро-ли менялись. Но проявлять все больше и больше уважения к развивающейся личности ребенка очень даже приветствуется.

Период непростой, пройти его придется, НО ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКОНЧИТСЯ! Все вернется в мирное русло, на круги своя. Ребенок выйдет из него повзрослевшим взрослым человеком. Самое главное в этот период – СОХРАНИТЬ ОТНОШЕ-НИЯ С РЕБЕНКОМ!!! Да, с таким странным, изме-нившимся, со всеми этими вспышками гнева и не-повиновения, с откатом в учебе, в таком странном «прикиде», с такой странной прической и желани-ем сделать татуировку. Если будет проще, воспри-нимайте это как то, что он временно заболел ка-кой-то хворью, это неприятно сейчас, но это обяза-тельно пройдет. И не смешивайте, пожалуйста, ЛИЧНОСТЬ ребенка и его ПОДРОСТКОВЫЕ, ГОРМОНАЛЬНЫЕ проявления. Надо эти вещи разделять самим, рассказывать об этом ребенку (ему самому потому что очень непросто в этот пе-риод), и все будет хорошо в итоге!

Надеюсь, что эта информация поможет вам скор-ректировать какие-то свои убеждения и лучше понять точку зрения ребенка.
Подростки и родители - как им понять друг друга
Автор статьи: Ольга Лебедева