Для человека нет более важного суждения, более значимого фактора в его психологическом развитии и мотивации, чем то, что он сам думает о себе. Характер этого суждения глубоко влияет на мыслительный процесс человека, его чувства, желания, ценности и цели. Это – единственный и самый важный ключ к его поведению.

Можно помочь ребенку создать позитивный и реалистичный образ самого себя путем похвалы – положительной обратной связи.

Как говорят исследования, полезная похвала состоит из двух частей:

1. Взрослый с уважением описывает то, что видит или чувствует
2. Ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить
Получается так - взрослый описывает, ребенок сам внутри хвалит себя.

Как результат – дети начинают больше осознавать и ценить свои сильные стороны.

Есть еще один способ хвалить: к обычному описанию добавить одно –два слова, которые подводят итог поведению ребенка, которое мы хвалим. Нужно постараться найти такое слово, которое скажет вашему ребенку что-то такое, чего он не знал о себе раньше, то, что дает ему новую словесную характеристику.
Такой простой процесс может глубоко воздействовать на ребенка. Ведь день за днем из наших отношений дети узнают о своих сильных сторонах. Ребенок узнает, что он способен быть пунктуальным, продемонстрировать силу воли, инициативность или находчивость. Все это попадает в его эмоциональное хранилище и не может быть отнято у него.

Можно «отобрать» «хорошего мальчика», назвав его «плохим» на следующий день. Но вы никогда не сможете отнять у него тот момент, когда он уделил занятиям много времени и добился результата, несмотря на то, что очень устал.

Такие моменты, когда родители одобряют все самое лучшее в детях становятся критериями жизни, к которым дети могут вернуться в периоды сомнений или упадка духа. В прошлом он сделал что-то, чем может гордится. Это внутри его, и он может снова это совершить.

Внешний мир не так уж щедр на похвалы. Попытки сотрудничать с людьми и вести себя хорошо воспринимаются как должное. Один промах – и порицание тут как тут.

Мир будет громко и часто говорить нашим детям, в чем они не правы. Наша же задача – показать им, что они делают хорошо. И очень важно описывать ребенку свои чувства при этом.

Со старым (оценочным) способом похвалы дети чувствуют себя «хорошими» только на какое-то время. С новым способом они считают себя хорошим (способным) человеком.

Итак:

1. Опишите, что вы видите
2. Опишите, что вы чувствуете
3. Резюмируйте похвальное поведение каким-либо словом

«Я вижу девочку, которая может сама встать утром, съесть завтрак, умыться, одеться и собраться к школе вовремя. Вот что я называю самостоятельностью».
«Я вижу аккуратно убранную кроватку и книжки, расставленные по местам. В эту комнату очень приятно входить!»

А вместо того, чтобы ругать детей, можно вдохновить их на лучшее, напомнив о прошлых примерах поведения, достойного похвалы:

«Поверить не могу - это говорит мальчик, который в год знал все буквы, в четыре года запомнил все созвездия летнего неба, а сейчас он говорит, что не может запомнить таблицу умножения на три!»

(бОльшая часть этого текста взята из книги Фабер, Мазлиш «Как говорить так, чтобы дети слушали и как слушать так, чтобы дети говорили»)
Образ самого себя
Для человека нет более важного суждения, более значимого фактора в его психологическом разви-тии и мотивации, чем то, что он сам думает о себе. Характер этого суждения глубоко влияет на мысли-тельный процесс человека, его чувства, желания, ценности и цели. Это – единственный и самый важ-ный ключ к его поведению.

Можно помочь ребенку создать позитивный и реа-листичный образ самого себя путем похвалы – по-ложительной обратной связи.

Как говорят исследования, полезная похвала со-стоит из двух частей:

1. Взрослый с уважением описывает то, что видит или чувствует
2. Ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить
Получается так - взрослый описывает, ребенок сам внутри хвалит себя.

Как результат – дети начинают больше осознавать и ценить свои сильные стороны.

Есть еще один способ хвалить: к обычному описа-нию добавить одно –два слова, которые подводят итог поведению ребенка, которое мы хвалим. Нужно постараться найти такое слово, которое ска-жет вашему ребенку что-то такое, чего он не знал о себе раньше, то, что дает ему новую словесную ха-рактеристику.

Такой простой процесс может глубоко воздейство-вать на ребенка. Ведь день за днем из наших отно-шений дети узнают о своих сильных сторонах. Ребенок узнает, что он способен быть пунктуаль-ным, продемонстрировать силу воли, инициатив-ность или находчивость. Все это попадает в его эмоциональное хранилище и не может быть отнято у него.

Можно «отобрать» «хорошего мальчика», назвав его «плохим» на следующий день. Но вы никогда не сможете отнять у него тот момент, когда он уделил занятиям много времени и добился результата, несмотря на то, что очень устал.

Такие моменты, когда родители одобряют все са-мое лучшее в детях становятся критериями жизни, к которым дети могут вернуться в периоды сомне-ний или упадка духа. В прошлом он сделал что-то, чем может гордится. Это внутри его, и он может снова это совершить.

Внешний мир не так уж щедр на похвалы. Попытки сотрудничать с людьми и вести себя хорошо вос-принимаются как должное. Один промах – и пори-цание тут как тут.

Мир будет громко и часто говорить нашим детям, в чем они не правы. Наша же задача – показать им, что они делают хорошо. И очень важно описывать ребенку свои чувства при этом.

Со старым (оценочным) способом похвалы дети чувствуют себя «хорошими» только на какое-то время. С новым способом они считают себя хоро-шим (способным) человеком.

Итак:

1. Опишите, что вы видите
2. Опишите, что вы чувствуете
3. Резюмируйте похвальное поведение каким-либо словом

«Я вижу девочку, которая может сама встать утром, съесть завтрак, умыться, одеться и собраться к шко-ле вовремя. Вот что я называю самостоятель-ностью»

«Я вижу аккуратно убранную кроватку и книжки, расставленные по местам. В эту комнату очень при-ятно входить!»

А вместо того, чтобы ругать детей, можно вдохно-вить их на лучшее, напомнив о прошлых примерах поведения, достойного похвалы:

«Поверить не могу - это говорит мальчик, который в год знал все буквы, в четыре года запомнил все созвездия летнего неба, а сейчас он говорит, что не может запомнить таблицу умножения на три!»

(бОльшая часть этого текста взята из книги Фабер, Мазлиш «Как говорить так, чтобы дети слушали и как слушать так, чтобы дети говорили»)
Образ самого себя
Автор статьи: Ольга Лебедева