Каждый ребенок рождается «дважды» не готовым к взрослой жизни.

Первая неготовность – это его физическое несоответствие. Без должного ухода и заботы со стороны взрослого человека ни один ребенок не выживет.

Вторая неготовность – это гигантское социальное несоответствие. Ни один ребенок не рождается на свет, знающий нормы поведения и умеющий должным образом вести себя в обществе.

С первым пунктом обычно проблем не возникает. Подавляющее большинство родителей понимают, что без них ребенок не справиться и ухаживают за ним, кормят, охраняют, переодевают, словом, заботятся и охраняют жизнь.

Проблемы у родителей чаще всего возникают именно со вторым пунктом.

Что я имею в виду? Это когда взрослые проецируют свое понимание реальности на ребенка и думают, что ребенок понимает эту реальность точно так же, как они. В этом заключается ОГРОМНАЯ ошибка!!!!
Взрослому важно знать, что ни умение вести себя в обществе, ни нормы культурного поведения, ни правила приличия, ни этические нормы не передаются по наследству. Это все – «содержательная начинка» нашей психики, которая приобретается в процессе жизни. В этих вещах ребенок – чистый лист. В начале своей жизни он НЕ ЗНАЕТ, что нехорошо отнимать у других игрушки, нельзя кидаться песком, ходить по клумбе, что надо здороваться и говорить «спасибо», нельзя рисовать на обоях и так далее.

Для нас, взрослых, все эти нормы давно стали привычными, потому что всем этим правилам мы очень давно научились (именно научились, мы с ними не родились). Мы уже не помним себя в детстве. То, что для нас ТАК ЕСТЕСТВЕННО и ПРИВЫЧНО для ребенка совершенно НЕ ИЗВЕСТНО.

Представьте себя при дворе французского короля 16 века. Или в племени Новой Зеландии. Или в какой-нибудь азиатской стране несколько веков назад. Вы знаете, как себя вести в том обществе? Какие там нравы, обычаи, порядки, чего делать ни в коем случае нельзя, за что даже могут казнить? Эта аналогия явно показывает, что в другое время и в другой культуре мы такой же «чистый лист», и нам социальным вещам надо заново учиться. Более того, «все» и «сразу» мы не запомним.

Кажется, что это все известные вещи и ничего нового я не говорю. Но, если бы было действительно глубокое понимание этих вещей – не было бы гневной родительской реакции на какие-то действия ребенка, не было бы стыдно за его поведение, не было бы столько наказаний и криков. Вместо этого родители бы очень терпеливо и спокойно все объясняли, объясняли, объясняли.

Очень важный момент состоит в том, что социальные нормы усваиваются детьми гораздо сложнее и медленнее, чем нормы безопасности. Социальные нормы не затрагивают инстинкт самосохранения (который тут же включается, стоит ребенку обжечься, больно упасть, прищемить руку, чтобы туда больше не ходить). Как биологическому существу (что представляет собой маленький ребенок), социальные нормы ему самому вообще не нужны, плюс еще неразвитость мозга, кратковременная память – все это делает процесс обучения непростым. Здесь важно набраться очень много терпения, если мы хотим вырастить ребенка, умеющего вести себя в обществе, и на протяжении МНОГИХ лет обучать, обучать, обучать. Именно мы, родители ответственны за то, чтобы научить ребенка всем этим вещам, сам он этому не научиться. И важно понимать, что когда мы ребенка ругаем, виним и наказываем, он ничему в это время не учиться.

Один из очень хороших способов, как привить ребенку нормы поведения заключается в том, чтобы регулярно читать ребенку - Нет, не мораль и лекции! J, (которые дети не понимают и не любят, и в этом они похожи на нас), а сказки (сказкотерапия), которые дети понимают и обожают. Когда возникает какая-то проблема или сложность (например, ребенок не здоровается, или забирает у других детей игрушки) – ищем сказку на эту тему, где медвежонок не здоровался и что дальше было, и как он научился здороваться, и как ему стало хорошо и т.д., и много - много раз читаем эту сказку ребенку. А еще очень хвалим и даем позитивную обратную связь в тех ситуациях, когда он социально ведет себя правильно.

Нам самим как родителям очень важно быть достойным примером, потому что дети нас копируют. Хотим, чтобы дети не кричали – надо разговаривать с ними спокойным голосом, хотим, чтобы дети были вежливые – сами должны быть с ними вежливыми, говорить слова «Спасибо» и «Пожалуйста».

Помимо этого, ребенку очень важно показывать, как надо, прямо ПРОИГРЫВАТЬ с ним разные ситуации много раз.

Именно мы, родители ответственны за то, чтобы ребенок был социально адаптирован. Если этого не сделать, то, придя в детский коллектив, он столкнется со сложностями, так как его не обучили законам, по которым существует жизнь в обществе.

Процесс непростой, надо запастись терпением и пониманием.

Представьте, что перед вами поставили ответственную задачу – обучить социальным нормам и законам инопланетянина, прибывшего с очень далекой звезды из другой части Вселенной. Существо очень доброе, дивное, удивительное, бескорыстное никому не желает зла, но совершенно не знает законов земной жизни. Очень много делает от доброго сердца, но не так. К тому же еще у него очень короткая память, он быстро все забывает. Но его способности растут вместе со временем его пребывания в этом мире.

Нам дана очень ответственная задача – вырастить маленькое существо, в памяти которого нет информации о том, как жить в этом мире. Здесь как с выращиванием сада – хотим, чтобы сад был прекрасный, надо много трудиться и взращивать. Если оставить все, как есть – вырастут сорняки. Мозг ребенка очень пытливый, обязательно найдет примеры для подражания, но будут ли они достойными, это вопрос.
Не готовый к жизни "дважды"
Каждый ребенок рождается «дважды» не готовым к взрослой жизни.

Первая неготовность – это его физическое несоот-ветствие. Без должного ухода и заботы со стороны взрослого человека ни один ребенок не выживет.

Вторая неготовность – это гигантское социальное несоответствие. Ни один ребенок не рождается на свет, знающий нормы поведения и умеющий долж-ным образом вести себя в обществе.

С первым пунктом обычно проблем не возникает. Подавляющее большинство родителей понимают, что без них ребенок не справиться и ухаживают за ним, кормят, охраняют, переодевают, словом, за-ботятся и охраняют жизнь.

Проблемы у родителей чаще всего возникают именно со вторым пунктом.

Что я имею в виду? Это когда взрослые проециру-ют свое понимание реальности на ребенка и дума-ют, что ребенок понимает эту реальность точно так же, как они. В этом заключается ОГРОМНАЯ ошиб-ка!!!!

Взрослому важно знать, что ни умение вести себя в обществе, ни нормы культурного поведения, ни правила приличия, ни этические нормы не переда-ются по наследству. Это все – «содержательная на-чинка» нашей психики, которая приобретается в процессе жизни. В этих вещах ребенок – чистый лист. В начале своей жизни он НЕ ЗНАЕТ, что нехо-рошо отнимать у других игрушки, нельзя кидаться песком, ходить по клумбе, что надо здороваться и говорить «спасибо», нельзя рисовать на обоях и так далее.

Для нас, взрослых, все эти нормы давно стали при-вычными, потому что всем этим правилам мы очень давно научились (именно научились, мы с ними не родились). Мы уже не помним себя в детстве. То, что для нас ТАК ЕСТЕСТВЕННО и ПРИВЫЧНО для ребенка совершенно НЕ ИЗВЕСТНО.

Представьте себя при дворе французского короля 16 века. Или в племени Новой Зеландии. Или в ка-кой-нибудь азиатской стране несколько веков на-зад. Вы знаете, как себя вести в том обществе? Какие там нравы, обычаи, порядки, чего делать ни в коем случае нельзя, за что даже могут казнить? Эта аналогия явно показывает, что в другое время и в другой культуре мы такой же «чистый лист», и нам социальным вещам надо заново учиться. Более то-го, «все» и «сразу» мы не запомним.

Кажется, что это все известные вещи и ничего но-вого я не говорю. Но, если бы было действительно глубокое понимание этих вещей – не было бы гнев-ной родительской реакции на какие-то действия ребенка, не было бы стыдно за его поведение, не было бы столько наказаний и криков. Вместо этого родители бы очень терпеливо и спокойно все объ-ясняли, объясняли, объясняли.

Очень важный момент состоит в том, что социаль-ные нормы усваиваются детьми гораздо сложнее и медленнее, чем нормы безопасности. Социальные нормы не затрагивают инстинкт самосохранения (который тут же включается, стоит ребенку об-жечься, больно упасть, прищемить руку, чтобы туда больше не ходить). Как биологическому существу (что представляет собой маленький ребенок), со-циальные нормы ему самому вообще не нужны, плюс еще неразвитость мозга, кратковременная па-мять – все это делает процесс обучения непростым. Здесь важно набраться очень много терпения, если мы хотим вырастить ребенка, умеющего вести себя в обществе, и на протяжении МНОГИХ лет обучать, обучать, обучать. Именно мы, родители ответствен-ны за то, чтобы научить ребенка всем этим вещам, сам он этому не научиться. И важно понимать, что когда мы ребенка ругаем, виним и наказываем, он ничему в это время не учиться.

Один из очень хороших способов, как привить ре-бенку нормы поведения заключается в том, чтобы регулярно читать ребенку - Нет, не мораль и лек-ции! (которые дети не понимают и не любят, и в этом они похожи на нас), а сказки (сказкотерапия), которые дети понимают и обожают. Когда возника-ет какая-то проблема или сложность (например, ребенок не здоровается, или забирает у других де-тей игрушки) – ищем сказку на эту тему, где медве-жонок не здоровался и что дальше было, и как он научился здороваться, и как ему стало хорошо и т.д., и много - много раз читаем эту сказку ребенку. А еще очень хвалим и даем позитивную обратную связь в тех ситуациях, когда он социально ведет се-бя правильно.

Нам самим как родителям очень важно быть дос-тойным примером, потому что дети нас копируют. Хотим, чтобы дети не кричали – надо разговаривать с ними спокойным голосом, хотим, чтобы дети бы-ли вежливые – сами должны быть с ними вежливы-ми, говорить слова «Спасибо» и «Пожалуйста».

Помимо этого, ребенку очень важно показывать, как надо, прямо ПРОИГРЫВАТЬ с ним разные ситуации много раз.

Именно мы, родители ответственны за то, чтобы ребенок был социально адаптирован. Если этого не сделать, то, придя в детский коллектив, он столк-нется со сложностями, так как его не обучили зако-нам, по которым существует жизнь в обществе.

Процесс непростой, надо запастись терпением и пониманием.

Представьте, что перед вами поставили ответст-венную задачу – обучить социальным нормам и за-конам инопланетянина, прибывшего с очень дале-кой звезды из другой части Вселенной. Существо очень доброе, дивное, удивительное, бескорыст-ное никому не желает зла, но совершенно не знает законов земной жизни. Очень много делает от доб-рого сердца, но не так. К тому же еще у него очень короткая память, он быстро все забывает. Но его способности растут вместе со временем его пре-бывания в этом мире.

Нам дана очень ответственная задача – вырастить маленькое существо, в памяти которого нет инфор-мации о том, как жить в этом мире. Здесь как с вы-ращиванием сада – хотим, чтобы сад был прекрас-ный, надо много трудиться и взращивать. Если ос-тавить все, как есть – вырастут сорняки. Мозг ре-бенка очень пытливый, обязательно найдет приме-ры для подражания, но будут ли они достойными, это вопрос.
Не готовый к жизни "дважды"
Автор статьи: Ольга Лебедева