«СПЕЦИАЛЬНО» или НЕ МОЖЕТ ПО - ДРУГОМУ?

· Он реагирует вспышками гнева и раздражения на САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ ситуации;
· Его вспышки очень пугают - они очень неадекватны по своей природе и очень бурного проявления;
· Он устаивает громкие и затяжные истерики, сквернословит, крушит все вокруг, ломает вещи, иногда лезет в драку с взрослым;
· Часто он пребывает в мрачном настроении духа;
· Жизнь с ним забирает много сил и сильно изматывает родных,– родителей, братьев, сестер и превращается в сплошной кошмар и постоянный конфликт.

Кого я описываю? Это что это за невоспитанный ребенок такой?

- Он не знает норм поведения?
- Его мало дисциплинировали и не наказывали за такие «выходки»?
- Его родители явно не справились со своей задачей?
- Он преследует своим поведением какую-то цель, например, ему не хватает внимания или он «во что быто ни стало» хочет «получить свое»?
- Он это делает специально и НЕ ХОЧЕТ вести себя «нормально»?
- Он пытается манипулировать окружающими таким образом?

Нет, нет, и еще раз нет!

Он знает нормы поведения и может их рассказать (когда пребывает в спокойном состоянии - такие светлые моменты бывают). После этих ужасных вспышек ему очень стыдно.
По - поводу поощрений и наказаний – чего только родители не делали и куда только не обращались! И мотивировали его, и наказывали, и изолировали, и лишали хорошего, и применяли жесткие меры, и разговаривали, и правила писали и много - много еще чего, но все это оказалось бесполезно!
По – поводу родительской «несостоятельности» и «неумения воспитывать» - у них подрастают еще два прекрасных послушных ребенка, которые спокойные, с кем можно договориться и кто не устраивает истерик.
Нет, этот ребенок не добивается таким способом внимания и не манипулирует окружающими, и ведет он так себя не специально.

- Так в чем же дело?

Дело в том, что в определенных ситуациях он просто НЕ МОЖЕТ вести себя по–другому?

- Как это НЕ МОЖЕТ?

Дело в том, что вышеописанные дети отстают в развитии навыков АДАПТИВНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ. За развитие этих навыков отвечает область мозга, управляемая фронтальными отделами. Эти области (в силу каких-то причин) у взрывного ребенка не развиты так, как у сверстников, или очень сильно отстают пока в развитии. Одни дети начинают поздно читать или ходить, другие никогда не добиваются выдающихся спортивных результатов, у третьих проблемы с математикой. Везде речь идет о навыках, которые зависят от развития определенных областей мозга ребенка. Поэтому, как одному ребенку сложно соединять буквы в слоги (так как зона мозга, отвечающая за это, пока находится в развитии); так взрывному ребенку сложно (или вообще невозможно!) выполнить требования взрослого. Например, быстро переключится с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к изменению планов, контролировать свои эмоции при сильном расстройстве и так далее. Отсюда эти «вспышки» раздражения и истерики в самых, казалось бы обычных ситуациях. При этом внешние факторы, например, настойчивость родителей только подогревают его раздражение и даже банальные требования могут привести к серьезному взрыву.

- Относятся ли сюда такие случаи, когда при попытке увести своего ребенка с детской площадки или выключении мультика, он тоже начинает капризничать и даже может впасть в истерику.

Нет. То, что вы говорите - вполне нормальная реакция. Большинство детей выражают неудовольствие тем или иным образом, когда им не дают то, чего они хотят или говорят прекратить деятельность, которая им очень нравится. С этими ситуациями легко можно справиться, если действовать грамотно.

Также существуют ситуации, когда при неверной реакции родителей на истерики, у ребенка закрепляется привычка добиваться того, чего он хочет, криком. Иногда это, действительно, вопрос установления границ, либо дело в попустительском стиле воспитания.

Но я сейчас не об этом. Я сейчас о детях, которые всегда НЕ МОГУТ в определенных ситуациях вести себя по-другому, так как у них не развиты определенные зоны мозга, и требования, предъявляемые к ним, ПРЕВЫШАЮТ ИХ СПОСОБНОСТЬ АДЕКВАТНО НА НИХ ОТВЕЧАТЬ. То, с чем справляются большинство детей (у которых нет проблем с навыками адаптивности и самоконтроля) для взрывного ребенка просто НЕВОЗМОЖНО. Это все равно, что родился человек без ноги, а никто этого не видит, не понимает, отдают его на спортивную секцию «бег с препятствиями» и требуют от него, как со всех остальных (тех, которые с двумя ногами) и ругают его и сетуют, ну почему он не как все остальные, у всех получается, а у него почему нет? Эта метафора здесь очень хорошо подходит.

- А может, эти дети больны?

Некоторые дети, (но не все!) правда, имеют психиатрические диагнозы (один или несколько, или целый «букет»). Иногда им ставят задержку в развитии, СДВГ, оппозиционно-вызывающее расстройство, тревожное расстройство, психопатия возбудимого типа, неспособность к невербальному обучению, синдром Аспергера, обсессивно-компульсивный синдром и др. Но ведь сами диагнозы не помогают родителям с ними лучше контактировать и не объясняют сути. Иногда им назначают лекарства, которые, часто некоторых детей успокаивают. Но, как говорит мой знакомый психиатр (который то же самое говорит родителям) «Таблетки из ребенка человека не сделают». Тут помимо лекарственных средств очень необходимо еще кое-что.
В начале статьи я перечислила очень и очень неверные суждения по поводу таких детей, что не является правдой. Точка зрения, что такие дети нуждаются в хорошей порке в корне не верна!!! Часто родители думают, что понесенные наказания за такое поведение были недостаточно суровы, в результате наказывают ребенка еще строже. Большинство взрывных детей ПЕРЕНЕСЛО СТОЛЬКО БОЛИ, СКОЛЬКО ДРУГИЕ ЛЮДИ НЕ ВИДЕЛИ ЗА ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!!! Но дело в том, что это не меняет их поведения.
- Что же тогда делать? Как быть? И что, им теперь все позволять?

Нет, это не значит, что им надо все позволять. К таким детям нужен ОСОБЫЙ подход, с ними надо определенным образом взаимодействовать, принимая во внимание их особенности.
- А у них есть шанс стать более адаптивными, развить эти навыки? Есть шанс нормально функционировать в этом мире? Есть шанс уменьшить количество их истерик? Наконец, есть шанс обрести с ними нормальные близкие взаимоотношения, меньше конфликтовать, наконец-то зажить спокойно, не тратя столько нервов и сил???!!!

ДА!!! С его взрывным поведение можно научиться справляться, вспышки можно уменьшить и даже свести на «нет». У них есть все шансы вырасти нормальными людьми и получать радость от жизни. И, наконец, обрести близкие, теплые отношения с ними тоже можно и любить их всем сердцем. Они этого всего заслуживают.
Как же себя с ними грамотно вести можно узнать на личной консультации. Сразу хочу сказать, что это не простой путь и не быстрый, но приносящий результаты, и это того стоит!
Капризный ребенок
«СПЕЦИАЛЬНО» или НЕ МОЖЕТ ПО - ДРУГОМУ?

· Он реагирует вспышками гнева и раздражения на САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ ситуации;
· Его вспышки очень пугают - они очень неадекватны по своей природе и очень бурного проявления;
· Он устаивает громкие и затяжные истерики, сквернословит, крушит все вокруг, ломает вещи, иногда лезет в драку с взрослым;
· Часто он пребывает в мрачном настроении духа;
· Жизнь с ним забирает много сил и сильно изматы-вает родных,– родителей, братьев, сестер и прев-ращается в сплошной кошмар и постоянный кон-фликт.

Кого я описываю? Это что это за невоспитанный ребенок такой?

- Он не знает норм поведения?
- Его мало дисциплинировали и не наказывали за такие «выходки»?
- Его родители явно не справились со своей задачей?
- Он преследует своим поведением какую-то цель, например, ему не хватает внимания или он «во что быто ни стало» хочет «получить свое»?
- Он это делает специально и НЕ ХОЧЕТ вести себя «нормально»?
- Он пытается манипулировать окружающими таким образом?

Нет, нет, и еще раз нет!

Он знает нормы поведения и может их рассказать (когда пребывает в спокойном состоянии - такие светлые моменты бывают). После этих ужасных вспышек ему очень стыдно.

По - поводу поощрений и наказаний – чего только родители не делали и куда только не обращались! И мотивировали его, и наказывали, и изолировали, и лишали хорошего, и применяли жесткие меры, и разговаривали, и правила писали и много - много еще чего, но все это оказалось бесполезно!

По – поводу родительской «несостоятельности» и «неумения воспитывать» - у них подрастают еще два прекрасных послушных ребенка, которые спо-койные, с кем можно договориться и кто не устра-ивает истерик.

Нет, этот ребенок не добивается таким способом внимания и не манипулирует окружающими, и ве-дет он так себя не специально.

- Так в чем же дело?

Дело в том, что в определенных ситуациях он просто НЕ МОЖЕТ вести себя по–другому?

- Как это НЕ МОЖЕТ?

Дело в том, что вышеописанные дети отстают в раз-витии навыков АДАПТИВНОСТИ И САМОКОН-ТРОЛЯ. За развитие этих навыков отвечает область мозга, управляемая фронтальными отделами. Эти области (в силу каких-то причин) у взрывного ре-бенка не развиты так, как у сверстников, или очень сильно отстают пока в развитии. Одни дети начина-ют поздно читать или ходить, другие никогда не добиваются выдающихся спортивных результатов, у третьих проблемы с математикой. Везде речь идет о навыках, которые зависят от развития опре-деленных областей мозга ребенка. Поэтому, как одному ребенку сложно соединять буквы в слоги (так как зона мозга, отвечающая за это, пока нахо-дится в развитии); так взрывному ребенку сложно (или вообще невозможно!) выполнить требования взрослого. Например, быстро переключится с одного вида деятельности на другой, адаптировать-ся к изменению планов, контролировать свои эмо-ции при сильном расстройстве и так далее. Отсюда эти «вспышки» раздражения и истерики в самых, казалось бы обычных ситуациях. При этом внешние факторы, например, настойчивость родителей только подогревают его раздражение и даже ба-нальные требования могут привести к серьезному взрыву.

- Относятся ли сюда такие случаи, когда при попыт-ке увести своего ребенка с детской площадки или выключении мультика, он тоже начинает капризни-чать и даже может впасть в истерику.

Нет. То, что вы говорите - вполне нормальная реак-ция. Большинство детей выражают неудовольствие тем или иным образом, когда им не дают то, чего они хотят или говорят прекратить деятельность, ко-торая им очень нравится. С этими ситуациями легко можно справиться, если действовать грамотно.

Также существуют ситуации, когда при неверной реакции родителей на истерики, у ребенка закреп-ляется привычка добиваться того, чего он хочет, криком. Иногда это, действительно, вопрос уста-новления границ, либо дело в попустительском стиле воспитания.

Но я сейчас не об этом. Я сейчас о детях, которые всегда НЕ МОГУТ в определенных ситуациях вести себя по-другому, так как у них не развиты опреде-ленные зоны мозга, и требования, предъявляемые к ним, ПРЕВЫШАЮТ ИХ СПОСОБНОСТЬ АДЕК-ВАТНО НА НИХ ОТВЕЧАТЬ. То, с чем справляются большинство детей (у которых нет проблем с навы-ками адаптивности и самоконтроля) для взрывного ребенка просто НЕВОЗМОЖНО. Это все равно, что родился человек без ноги, а никто этого не ви-дит, не понимает, отдают его на спортивную сек-цию «бег с препятствиями» и требуют от него, как со всех остальных (тех, которые с двумя ногами) и ругают его и сетуют, ну почему он не как все ос-тальные, у всех получается, а у него почему нет? Эта метафора здесь очень хорошо подходит.

- А может, эти дети больны?

Некоторые дети, (но не все!) правда, имеют психи-атрические диагнозы (один или несколько, или це-лый «букет»). Иногда им ставят задержку в разви-тии, СДВГ, оппозиционно-вызывающее рас-стройство, тревожное расстройство, психопатия возбудимого типа, неспособность к невербальному обучению, синдром Аспергера, обсессивно-компульсивный синдром и др. Но ведь сами диаг-нозы не помогают родителям с ними лучше контак-тировать и не объясняют сути. Иногда им назна-чают лекарства, которые, часто некоторых детей успокаивают. Но, как говорит мой знакомый психи-атр (который то же самое говорит родителям) «Таб-летки из ребенка человека не сделают». Тут поми-мо лекарственных средств очень необходимо еще кое-что.

В начале статьи я перечислила очень и очень не-верные суждения по поводу таких детей, что не является правдой. Точка зрения, что такие дети нуждаются в хорошей порке в корне не верна!!! Часто родители думают, что понесенные наказания за такое поведение были недостаточно суровы, в результате наказывают ребенка еще строже. Боль-шинство взрывных детей ПЕРЕНЕСЛО СТОЛЬКО БОЛИ, СКОЛЬКО ДРУГИЕ ЛЮДИ НЕ ВИДЕЛИ ЗА ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!!! Но дело в том, что это не меняет их поведения.

- Что же тогда делать? Как быть? И что, им теперь все позволять?

Нет, это не значит, что им надо все позволять. К та-ким детям нужен ОСОБЫЙ подход, с ними надо определенным образом взаимодействовать, прини-мая во внимание их особенности.

- А у них есть шанс стать более адаптивными, раз-вить эти навыки? Есть шанс нормально функцио-нировать в этом мире? Есть шанс уменьшить коли-чество их истерик? Наконец, есть шанс обрести с ними нормальные близкие взаимоотношения, меньше конфликтовать, наконец-то зажить спо-койно, не тратя столько нервов и сил???!!!

ДА!!! С его взрывным поведение можно научиться справляться, вспышки можно уменьшить и даже свести на «нет». У них есть все шансы вырасти нор-мальными людьми и получать радость от жизни. И, наконец, обрести близкие, теплые отношения с ни-ми тоже можно и любить их всем сердцем. Они этого всего заслуживают.

Как же себя с ними грамотно вести можно узнать на личной консультации. Сразу хочу сказать, что это не простой путь и не быстрый, но приносящий ре-зультаты, и это того стоит!
Капризный ребенок
Автор статьи: Ольга Лебедева