Несмотря на изменение подхода к воспитанию детей в нашей стране в последнее десятилетие и доступность информации, до сих пор многие родители придерживаются авторитарного стиля в воспитании собственных детей. Что это за стиль и чем он характеризуется?
Главное слово, характеризующее этот стиль — «сверхконтроль». Руководство поведением ребёнка — максимальное, уважение к его личности, самостоятельности — минимальное. Родители, воспитывающие детей в авторитарном стиле, предпочитают силовые методы воздействия на ребёнка — угрозы, суровые нотации, даже физические наказания. Их убеждения: «если не больно, то дети не учатся», «дети не будут уважать мои правила, если не будут бояться моих методов», «контролировать детей — моя обязанность».
Важно сказать, что авторитарные родители — отнюдь не монстры. Ими руководит не жестокость, а тревога за своё чадо. И жёсткое руководство — это путь, который они выбрали (или единственный, который им известен из своего собственного детства) для защиты своего ребёнка.
Безусловно, у этого стиля есть свои сильные стороны:
• последовательность в воспитании
• чёткое определение границ «можно/нельзя»
• детям установлены правила поведения
• твёрдость и уверенность родителя в себе
Но у этого стиля очень много минусов и слабых сторон.
Во-первых, дети получают мало позитивных эмоций и могут считать, что их не любят.
Во-вторых, данный стиль блокирует у детей развитие самостоятельности, так как ребёнку изначально отводится ведомая роль: «делай так, как я сказал, и ни шага в сторону».
В-третьих, у детей может идти накопление скрытого гнева из-за того, что родители неспособны внимательно относиться к их чувствам. И как только ребёнок выходит из-под непосредственного контроля родителей, эти подавленные чувства могут вылиться в деструктивное или асоциальное поведение. Другой же вариант развития событий — ребёнок может стать боязливым и стремящимся постоянно всем угождать.
В-четвертых, ребёнок теряет самоуважение и веру в свои силы, так как самостоятельность подавляется и развивается зависимость ребёнка от родителя. Формируется низкая самооценка.
В-пятых, творческая компонента мышления ребёнка перестаёт развиваться, так как блокируется страхом: «А вдруг нельзя?», «Вдруг поступлю неправильно?» Отсюда есть риск формирования запрета на собственную жизнь и устремления, и, как итог, проживание чужой жизни.
Основная опасность данного стиля в том, что может перейти в деспотизм, когда жёсткость становится жестокостью.
И вот что ещё очень важно. При авторитарном стиле воспитания у ребёнка искажается понятие добра и зла. Дети слушаются не из любви к родителям, не из искреннего желания угодить самым дорогим людям, а из страха наказания. И, соответственно, у ребёнка, оставшегося без родительского контроля, все запреты «слетают», и он начинает делать то, что ему всегда запрещали.
Ещё такой момент из статистики: меньше всего дети принимают ценности своих родителей при авторитарном стиле воспитания.
Как реагируют дети на подобное обращение с ними, зависит от врождённого темперамента ребёнка: некоторые отстраняются, иные из страха становятся покорными, другие же занимают оборонительную позицию или восстают. У ребёнка с сильным темпераментом такой стиль воспитания провоцирует гнев, упрямство, мстительность, бунтарство. И ведь понимаете, что ребёнок здесь не причём! Непослушание здесь просто симптом слишком жёстких рамок и ограничений, недостатка свободы и самостоятельности. Знаю, как авторитарным родителям непросто сменить стиль воспитания, так как они очень уверены в правильности собственных позиций. И при непослушании ребёнка склонны «закручивать гайки», в то время как выход состоит в том, чтобы пересмотреть собственный стиль отношений с ребёнком, то есть сделать самое сложное — измениться самому.
Как реакция, направленная против болезненной природы карательного подхода, появился новый стиль воспитания, поставивший бы во главу угла любовь и уважение к своему ребёнку. Однако, стремясь найти уважительный подход, упустили важный момент — границы. Так появился попустительский стиль воспитания, суть которого очень хорошо передаёт слово «вседозволенность». Свобода без ограничений — это не демократия, а анархия. При таком курсе в воспитании дети не учатся ответственному подходу к свободе. Внешне цветущий ребёнок внутри испытывает страшную тревогу и беспокойство. Он не чувствует себя уверенно, у него не удовлетворена базовая потребность в безопасности, так как он не видит, что взрослый контролирует ситуацию. Хотите узнать, как чувствует себя ребёнок, которому не ставят границ? Выйдите на балкон девятого этажа, который без перил и ограждений! На плечи ребёнка в этом случае родители возлагают непосильную для него ношу — взять ответственность за свою жизнь. И при таком стиле воспитания получается совсем не тот послушный ребёнок, о котором мечтали родители: дети демонстрируют зависимость, неуважение, эгоцентризм, пробуют границы на прочность, постоянно бросают вызов правилам и авторитету, игнорируют и отключаются от того, что им говорят, «заговаривают» родителей.
Каков же выход? Как на эквалайзере мы выравниваем звук, так же здесь нам надо привести в соответствие, выровнять две важные составляющие: с одной стороны установить чёткие рамки и правила (но не болезненными способами авторитарного стиля, а уважительными), с другой стороны — проявлять явное уважение к личности ребёнка, его самостоятельности, уважать его чувства, сделать любовь к своему ребёнку «осязаемой» для него. Я не ставлю под сомнение любовь родителей к своим детям. Все родители любят своих детей, просто дети не всегда эту любовь чувствует и могут уверенно сказать, что родители их любят.
Эти две задачи полностью решает авторитетный (не путать с выше описанным авторитарным) стиль воспитания. Авторитетный стиль позволяет достичь всех воспитательных целей. У авторитетных родителей вырастают очень хорошие дети (доказано очень, очень многими исследованиями) — послушные, уверенные в себе, признающие авторитеты, с адекватной самооценкой, успешные в школе и во взрослой жизни, их любят воспитатели, учителя, у них много друзей.
Печальный факт состоит в том, что, порой, воспитанные в авторитарном стиле, мы сами начинаем видеть в Боге образ карающего и непомерно строгого «родителя». Получается такой «карающий» Бог. Очень часто у нас у самих очень искажённое понятие о добре и зле: мы выдумали себе образ «карающего» Бога и слушаемся Его из-за страха наказания, а не из-за любви к Нему. В этом случае весь наш фокус внимания направлен на запреты, наказания и предостережения, и совершенно упускается из внимания любовь, милость и общение от сердца к сердцу (Бога со Своим народом, Иисуса со Своими учениками). Ускользает от нашего внимания и тот факт, что каждый (!) из нас сотворён уникальной и неповторимой личностью, и Бог уважает эту уникальность (Он же Сам её сотворил!). Мы все очень непохожи на роботов, совершенно одинаковых, шагающих дружными рядами (хотя в истории авторитарные лидеры делали подобные попытки так подчинить себе человека). Ещё хочется упомянуть непреложный факт, что Бог даровал нам всем свободу выбора и Он уважает решение человека выбрать не Его. Также вспоминается Иисус, который стоит у двери и стучит, а не врывается, сметая всё на своём пути.
И в то же время Бог — Бог порядка, а не хаоса. Во всей Вселенной и в природе существует удивительный порядок и гармония. Установлены законы как физического мира, так и духовного. И мы все их прекрасно знаем. Они очень ясно и чётко донесены до нас. Нам не приходится о них «догадываться». Кроме того, мы знаем и о последствиях, которые приходят в нашу жизнь, если мы не живём по этим законам.
Это удивительное сочетание любви и порядка, где оба эти явления важны в равной и достаточно высокой степени, где первое не обходится без второго, где второе не существует отдельно от первого — это удивительное сочетание характеризует личность Творца. Два этих принципа было бы хорошо привнести в жизнь наших детей, проявляя к ним любовь и устанавливая порядок.