Четко, коротко, ясно, а главное – работает
(Взято из книги Эндрю Мэтьюза)
Прежде всего, давайте согласимся, что У РЕБЕНКА ЕСТЬ НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА! Ребенок имеет право на теплую постель. Имеет право хорошо питаться. Как бы безобразно он себя ни вел, отправлять его спать, лишив ужина, несправедливо и жестоко… (Сном, едой, работой по дому и карманными деньгами не наказывают).
НО ЕСТЬ У РЕБЕНКА И ПРИВИЛЕГИИ. Например, телевизор, компьютерные игры, вечеринки у друзей, покупки в магазинах, экскурсии, концерты, спортивные мероприятия и т.д.
Посмотрим, каким образом в отношении этих привилегий можно применить Четыре главных правила дисциплины:
ЭТАП 1: повесьте на кухне или в гостиной доску или лист бумаги с полным списком привилегий, доступных вашему ребенку.
ЭТАП 2: установите определенные правила поведения в доме.
Например:
· не бить друг друга
· не обзываться
· не орать и не ныть
· вовремя делать домашнее задание.
ЭТАП 3: объясните ребенку: «Когда ты выполняешь эти правила, вся наша семья живет спокойно и счастливо. Нарушив любое из правил домашнего поведения, ты лишишься привилегии №1. Нарушив еще одно правило, лишишься не только привилегии №1, но и привилегии №2.
Соблюдая правила в течение трех дней, ты получаешь обратно привилегию №2, соблюдая правила еще три дня – и привилегию №1» (Для детей постарше этот исправительный период можно увеличить до недели)
Чем же хороша эта система?
Ребенку ясно, что должен делать ОН; вам ясно, что должны делать ВЫ: теперь вам не придется срочно выдумывать наказания по факту проступка, выходить из себя, вступать в споры и дискуссии. Отпадает надобность и в бесконечных предупреждениях и угрозах.
Важное примечание: совершенно нормальные дети нередко выходят за границы дозволенного и выпрашивают себе всякие вещи и поблажки. Важна правильная родительская реакция на эти инциденты.