Тема очень известная, но все же. Здесь пишу об активном слушании в плане детско-родительских отношений, как лучше понимать своего ребенка и показывать ему это.

"Каждый из людей изначально способен испытывать чувства. Они говорят то, что в человеке действительно происходит. Рождаясь, ребенок не умеет еще пока говорить, логически мыслить, но он уже способен испытывать чувства – удовольствие (когда его базовые потребности удовлетворены) и неудовольствие, соответственно. По мере его взросления спектр испытываемых эмоций и чувств расширяется.

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут. Когда дети чувствуют себя хорошо, они ведут себя хорошо.
Как можно помочь ребенку чувствовать себя хорошо? Принимая его чувства!

Проблема состоит в том, что родители обычно не понимают чувства своих детей. Например: «Ты на самом деле чувствуешь совсем другое», «Ты говоришь это, потому что ты устал», «Нет никакой причины, чтобы так расстраиваться».

Постоянное отрицание чувств может сбить ребенка с толка и рассердить его. Это также учит его не понимать свои чувства и не доверять им. Как родители могут не признавать чувства своего ребенка:

С помощью:

1. Отрицания чувств: «Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувства. Не может быть все так плохо, как ты описываешь».


2. Философского ответа: «Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким вещам спокойно. Ничто не идеально в этом мире».

3. Советов: «Знаешь, что я думаю, тебе надо сделать? Завтра утром сделай то-то и то-то».


4. Вопросов: «Что ты такого сделал/сказал, что учитель накричал на тебя?»

5. Защиты другого человека: «Я понимаю реакцию твоего друга/твоей учительницы… У него, наверное, произошли неприятности/много работы…».

6. Жалости: «Бедняжка…».

7. Попытки психоанализа: «Ты себя так чувствуешь, потому что в детстве….»

Все вышеперечисленные реакции раздражают детей и не способствуют облегчению их состояния.

Чтобы помочь ребенку разобраться в своих чувствах, нужно развить в себе навык активного слушания. Дело в том, что слова сопереживания не приходят родителям в голову естественным образом. Это не их «родной язык». Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нужно узнать его приемы и поупражняться в них.

Этапы активного слушания:

1. Повторить содержание слов ребенка: «Все, надоело! Зачем нужна эта школа?» - «Тебе надоело. Ты считаешь, что школа не нужна».

2. Перефразировать содержание слов ребенка: «Ты больше не хочешь ходить в школу».

3. Отразить его чувства. Это сложно —выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности. Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам. Вопросы, которые могут здесь помочь:

1) каким словом или несколькими словами вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?

2) какой фразой вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

«Я хочу его ударить!» - «Сынок, похоже, что ты сильно злишься на него».

4. Перефразировать слова ребенка и отразить чувства: «Ты не хочешь с ним общаться, ты злишься на него».

Как только взрослые готовы по-настоящему выслушать ребенка, признать его внутреннюю боль и дать ему возможность рассказать больше о том, что его волнует, он начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее озадаченным, способным справиться со своими чувствами и своей проблемой. После этого он может помочь себе сам, если кто-то готов его выслушивать и сопереживать. Именно негативные эмоции требуют навыка активного слушания. Вот где надо постараться преодолеть старый соблазн проигнорировать, отвергнуть, заняться нравоучением и прочее.

Активное слушание невозможно без того, чтобы сначала по-настоящему выслушать ребенка.

Что значит выслушать по-настоящему?

Родитель слушает по-настоящему, когда забывает о своем внутреннем диалоге и просто слушает то, что говорит ребенок со своей точки зрения. Слушает так, как если бы его слова были самым главным на земле, ему нужно уловить каждое. Он не интерпретирует, не анализирует, а просто слушает.

По-настоящему слушая ребенка, можно очень мощным образом дать ребенку почувствовать себя особенным, ощутить ваш интерес. Он будут все больше и больше открываться. Ему будет гораздо легче рассказать о своих неприятностях. Отвечать что-то даже необязательно. Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку. Самая главная трудность – изменить свое мышление с «как мне все исправить» на «как мне помочь своим детям, чтобы они справились самостоятельно».
Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.

Многие родители боятся, что если они будут принимать все чувства своего ребенка, не появится ли у него мысль, что он может делать что угодно? Никто не хочет быть все позволяющим родителем.

Подход активного слушания – это подход, позволяющий только в плане того, что ВСЕ ЧУВСТВА дозволяются. Например: «Я вижу, что тебе очень весело делать узоры на масле вилкой».

Но это не означает, что родители должны разрешать ребенку вести себя недопустимым для них образом. Чувства признаются ВСЕ, а на поведение ставятся границы. Отодвинув в сторону масло, можно сказать юному художнику: «Масло не для игр. Если хочешь делать узоры, можешь использовать свой пластилин».

Когда принимаются чувства детей, они легче воспринимают границы, которые родители для них устанавливают!

Иметь дело с чувствами — это большое искусство, а не наука. Однако этим искусством можно овладеть. Через какое-то время родители начинают чувствовать, что подходит конкретно их ребенку, а что нет. С практикой они открывают, что его раздражает и успокаивает, что создает дистанцию и способствует тесным отношениям, что ранит и что лечит. Ничто не может заменить вашу собственную восприимчивость".

Статья написана по книге Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили".
Активное слушание
Тема очень известная, но все же. Здесь пишу об активном слушании в плане детско-родительских отношений, как лучше понимать своего ребенка и показывать ему это.

"Каждый из людей изначально способен испыты-вать чувства. Они говорят то, что в человеке дейст-вительно происходит. Рождаясь, ребенок не умеет еще пока говорить, логически мыслить, но он уже способен испытывать чувства – удовольствие (ког-да его базовые потребности удовлетворены) и не-удовольствие, соответственно. По мере его взрос-ления спектр испытываемых эмоций и чувств рас-ширяется.

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут. Когда дети чувст-вуют себя хорошо, они ведут себя хорошо.

Как можно помочь ребенку чувствовать себя хоро-шо? Принимая его чувства!

Проблема состоит в том, что родители обычно не понимают чувства своих детей. Например: «Ты на самом деле чувствуешь совсем другое», «Ты гово-ришь это, потому что ты устал», «Нет никакой при-чины, чтобы так расстраиваться».

Постоянное отрицание чувств может сбить ребенка с толка и рассердить его. Это также учит его не по-нимать свои чувства и не доверять им. Как родите-ли могут не признавать чувства своего ребенка:

С помощью:

1. Отрицания чувств: «Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувст-ва. Не может быть все так плохо, как ты описыва-ешь».


2. Философского ответа: «Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким ве-щам спокойно. Ничто не идеально в этом мире».

3. Советов: «Знаешь, что я думаю, тебе надо сде-лать? Завтра утром сделай то-то и то-то».


4. Вопросов: «Что ты такого сделал/сказал, что учитель накричал на тебя?»

5. Защиты другого человека: «Я понимаю реакцию твоего друга/твоей учительницы… У него, навер-ное, произошли неприятности/много работы…».

6. Жалости: «Бедняжка…».

7. Попытки психоанализа: «Ты себя так чувствуешь, потому что в детстве….»

Все вышеперечисленные реакции раздражают де-тей и не способствуют облегчению их состояния.

Чтобы помочь ребенку разобраться в своих чувст-вах, нужно развить в себе навык активного слуша-ния. Дело в том, что слова сопереживания не при-ходят родителям в голову естественным образом. Это не их «родной язык». Большинство из нас вы-росло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овла-деть этим новым языком одобрения, нужно узнать его приемы и поупражняться в них.

Этапы активного слушания:

1. Повторить содержание слов ребенка: «Все, на-доело! Зачем нужна эта школа?» - «Тебе надоело. Ты считаешь, что школа не нужна».

2. Перефразировать содержание слов ребенка: «Ты больше не хочешь ходить в школу».

3. Отразить его чувства. Это сложно —выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нуж-ны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и опреде-лить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности. Как только у него по-явятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам. Вопросы, которые могут здесь помочь:

1) каким словом или несколькими словами вы мог-ли бы описать то, что чувствует ребенок?

2) какой фразой вы могли бы показать, что понима-ете его чувство?

«Я хочу его ударить!» - «Сынок, похоже, что ты сильно злишься на него».

4. Перефразировать слова ребенка и отразить чувства: «Ты не хочешь с ним общаться, ты злишься на него».

Как только взрослые готовы по-настоящему вы-слушать ребенка, признать его внутреннюю боль и дать ему возможность рассказать больше о том, что его волнует, он начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее озадаченным, способным справиться со своими чувствами и своей пробле-мой. После этого он может помочь себе сам, если кто-то готов его выслушивать и сопереживать.

Именно негативные эмоции требуют навыка актив-ного слушания. Вот где надо постараться преодлеть старый соблазн проигнорировать, отвергнуть, за-няться нравоучением и прочее.

Активное слушание невозможно без того, чтобы сначала по-настоящему выслушать ребенка.

Что значит выслушать по-настоящему?

Родитель слушает по-настоящему, когда забывает о своем внутреннем диалоге и просто слушает то, что говорит ребенок со своей точки зрения. Слушает так, как если бы его слова были самым главным на земле, ему нужно уловить каждое. Он не интерпре-тирует, не анализирует, а просто слушает.

По-настоящему слушая ребенка, можно очень мощным образом дать ребенку почувствовать себя особенным, ощутить ваш интерес. Он будут все больше и больше открываться. Ему будет гораздо легче рассказать о своих неприятностях. Отвечать что-то даже необязательно. Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку. Самая глав-ная трудность – изменить свое мышление с «как мне все исправить» на «как мне помочь своим детям, чтобы они справились самостоятельно».
Но гораздо важнее, чем все слова, наше отноше-ние. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним со-переживанием, мы разговариваем напрямую с серд-цем ребенка.

Многие родители боятся, что если они будут при-нимать все чувства своего ребенка, не появится ли у него мысль, что он может делать что угодно? Никто не хочет быть все позволяющим родителем.

Подход активного слушания – это подход, позво-ляющий только в плане того, что ВСЕ ЧУВСТВА дозволяются. Например: «Я вижу, что тебе очень весело делать узоры на масле вилкой».

Но это не означает, что родители должны разре-шать ребенку вести себя недопустимым для них образом. Чувства признаются ВСЕ, а на поведение ставятся границы. Отодвинув в сторону масло, можно сказать юному художнику: «Масло не для игр. Если хочешь делать узоры, можешь использо-вать свой пластилин».

Когда принимаются чувства детей, они легче вос-принимают границы, которые родители для них устанавливают!

Иметь дело с чувствами — это большое искусство, а не наука. Однако этим искусством можно овла-деть. Через какое-то время родители начинают чувствовать, что подходит конкретно их ребенку, а что нет. С практикой они открывают, что его раз-дражает и успокаивает, что создает дистанцию и способствует тесным отношениям, что ранит и что лечит. Ничто не может заменить вашу собственную восприимчивость".

Статья написана по книге Фабер, Мазлиш "Как го-ворить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили".
Активное слушание
Автор статьи: Ольга Лебедева